О проекте «Радиоузлы»

О ЧЕМ ЭТИ КНИЖКИ? ДЛЯ ЧЕГО ЭТИ КНИЖКИ?

На самом деле, тема оказалась действительно интересная…

Да, выпуск этой «книжки с картинками» назрел давно, но… О том, как наладить школьное проводное радиовещание (да и любое локальное проводное вещание), и рассказывает этот проект. Рассказывает для тех, у кого в школе есть свой радиоузел. И для тех, кто ещё только собирается организовывать его.

Публикация находится в стадии переработки. Нам осталось только изложить сведения, сообщаемые авторами, в терминах, используемых в учебниках для средней школы и младших курсов вузов!?. Книжки, которые Вы сейчас читаете — ни в коей мере не учебник или «методичка», а в большей степени пособие — от слова «пособить», помочь. Мы рассказываем о том, что знаем, что сами сделали — и стараемся изложить знания постепенно, от основ к частному.

В любой курс радиотехники, да и звукорежиссуры, входит физика2. Это не спроста, ибо знания о звуковых волнах, о колебаниях, об электричестве дают понятие про основу, на коей зиждется звукотехника вообще. Вы можете, конечно, транслировать или записывать звук безо всяких знаний о физике. В конце-концов, чтобы включить свет, Вам не надо знать о том, как именно работает лампочка и что свет, да и вообще воспринимаемый нами зрительный образ — не более чем электромагнитные колебания, получаемые сетчаткой глаза и благодаря химическим процессам преобразуемые в электрические импульсы, которые затем передаются в мозг по нервной системе. Но когда Вы понимаете суть — Вы чувствуете гравитацию, предметы обретают вес, Ваше мироощущение становится полнее. Вы можете проводить сравнения и видеть вещи насквозь, зная их устройство.

Всё взаимосвязано, поэтому касаясь темы цифрового звука или усилителей D-класса, нельзя отрывать её от аналогового звука, а его, в свою очередь — от «природных» колебаний — звуковых волн. Сюжетная линия будет иногда погружаться в физику, поскольку мы предполагаем, что не все читатели помнят школьный курс.

Позволим себе цитату из книжки «ЕРЕСЬ ЗВУКОЗАПИСИ» (http://soundheresy.ho.ua/ — советуем выбрать время и обязательно её прочесть — весьма познавательно):

«В Советском Союзе, в тридцатых-шестидесятых годах многие люди вкалывали на заводе и одновременно учились, потому что им нужны были знания. Не для заработка, а чтобы делать большие дела во благо общества. Сейчас при капитализме широта знаний не востребована3. Упор идет на узкую специализацию. А мифический Козьма Прутков писал, что специалист подобен флюсу — полнота его одностороння. Капитализму нужны только винтики. Уродливая пословица — порождение монархии — «каждый сверчок знай свой шесток» внедряется в общество путем лишения человека самостоятельности, выделения ему тесной ниши, где он должен ворочаться и пытаться думать. А уж пищу для ума предоставят, будьте уверены. Вот в газете сообщают, что где-то испекли торт весом в тонну. Это что, важное научное или историческое открытие? Много ль толку от сообщений, во что были одеты знаменитости на свадьбе? Капитализм пытается окружить и одурманить человека тысячами пустых мелочей, чтобы тот впал в потребительство, заглушая этим жажду знаний и стремление к саморазвитию. Итог печален. В одном журнале я прочитал интервью с известным звуковиком. У него спрашивают — что вы думаете о таких-то программах? Он отвечает — а ничего не думаю, я никогда в них не работал, я работаю только в сякой-то программе, потому что «все профессионалы работают только в ней». Как мало нужно человеку. Всего-то, воплотить в себе мнение «всех профессионалов» и кичиться своей невежественностью…»

Да, эта книжка — не справочник по школьным радиоузлам и не документация к нему же. Есть другие книги, учебники, есть в конце-концов сама документация.

«РАДИОУЗЛЫ» — не книжки об оборудовании и методах его использования, вернее — не столько… хоть ему и уделено много внимания. А набор описываемых в книге аппаратных средств может меняться… Только за последние два года сменилось целое «поколение» оборудования для радиотрансляции.

Но вообще не столь важно то, как готовишь передачи и как их доносишь до слушателя. Важно — ЧТО транслируешь. Какого бы «среднего» качества ни была ваша передача, как правило, на качество самой информационной составляющей она не влияет. Почти не влияет.

Если Вы надеетесь, что найдя эти книжки, которые прочитаете… и все магически получится само собой. Не получится. Больше информации — не всегда лучше. Больше информации не всегда позволяет понять ситуацию лучше или принять более правильное решение. Вы не верите мне, вам кажется это абсурдным? А Пентагону верите? В Ключевой концепции армии США на 2016-2028 годы одним из пунктов стоит Reduce information overload — «Уменьшить информационную перегрузку»: «Больше информации не означает лучшего понимания. Из-за ограничений, связанных с возможностями человеческого восприятия, и потому, что информация, добытая во время войны, часто противоречива или ложна, больше информации не равняется лучшей оценки ситуации…»

Мы-то конечно не на войне. Но разве информация, которую мы получаем в большом количестве — непротиворечива и истинна? …избыток информации затрудняет принятие решений и в обычной жизни.

Это — главное. Но…

Впервые было опубликовано по адресу: http://blog.radiouzel.com/?p=1164

 

Авторы проекта Дата изменения Версия от 30.01.2011
 

Локальные примечания: 

2 (обратно к тексту) — Трехтомник «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Ландсберга — ищите в формате DJVU. Сайт Physel.ru, созданный на основе этого учебника. Любопытная и притом доступная свободно электронная книга по физике — Motion Mountain — The Adventure of Physics Кристофа Шиллера. Обновляется, а текущий объем ~ 2 000 страниц.